Роберт Чалдини, этот наш психолог и эксперт по влиянию, какой-то настоящий волшебник! Говорит, что если назвать ресторан не Studio 17, а Studio 97, то чаевые будут лететь с потолка, а если попросить у дамы номер телефона у магазина цветов, то с шансами пойти на свидание больше, чем у магазина электроприборов! Понимаю, что у людей есть свои слабости, но чтобы так легко…
Вспомнился анекдот:
— Дорогая, а сколько ты одетишься стоишь?
— Если уж быть точным, то мои платья стоят полную свадьбу!
— Это как?
— Ну да, одних платьев меня так на три свадьбы хватит!
Так вот, я не уверен, что переименование ресторана превратит гостей в филантропов, но вот попросить номер у цветов или электроприборов — это уже нечто! Наверняка, раскрывая тайны влияния, Чалдини сталкивался с самыми странными ситуациями.
Вот еще один анекдот на тему влияния:
— Знаете, Петя, в психологии есть способ узнать, какое впечатление вы производите на людей.
— Действительно?
Расскажи!
— Достаточно простая задачка. Итак, вам предстоит пройти мимо магазина электроники с девушкой, поймать мимолетный взгляд продавца и… проверить, куда он оценил вашу даму по шкале от одного до десяти.
— Это так и называется?
— Ну да, метод шкалы стриптиза.
Чалдини говорит, что убеждение начинается не с аргументов, а с предустановки. Мол, если человек уже настроен благосклонно, то он и легче поверит и согласится. Мы как котлетки — обжаривай на сковородке с любовью, а мы уже и к кетчупу согласимся.
Еще анекдот:
— Слушай, я где-то читал, что если разминуть стекло сиреневым, то окно откроется лучше.
— Ну да, конечно, и дверь открывается быстрее, если подбежать и пинком в нее дать!
Не знаю, насколько это правда, но Чалдини говорит, что есть принципы влияния, которые работают, несмотря на то, что мы можем не замечать их.
Например, если тебе что-то подарили, то легче поведешься на просьбу помочь в отличии от того, если просто так спросить. Интересно, а если кто-то мне подарит карту метро, это означает, что у меня будет больше шансов найти дом своей мечты?
Еще анекдот:
— Мне так приятно, что вы назначили встречу у цветочного магазина!
— Да, я подумал, что это очаровательное место, где принимают важные решения.
Да, Чалдини утверждает, что социальные факторы играют огромную роль в убеждении человека. Если ты скажешь, что многие в такой ситуации делают так, как ты предлагаешь, то шансы, что человек пойдет на это, возрастают.
Наподобие, как в анекдоте: «Глупы те, кто не пьет, когда едут на обследование чрева!»
Чалдини еще один принцип выделил — принцип авторитета. Кто-то известный сказал, что так надо, вот и принимаем это как истину в последней инстанции. Наверное, он бы назвал того же Гераклита экспертом по огоньку.
Еще анекдот:
— Вы должны убедить меня, почему стоит принять ваше предложение.
— Вы уж извините, у меня нет Вашего фото с накидкой и надписью «KGB».